Первое осознанное понимание того, как это работает, произошло из-за… случайно произнесённой фразы.
Дело было так. Я вела в онлайне занятие с клиенткой.
Анна Б., отличный стоматолог. Владельцы престижных клиник в Екатеринбурге видят в ней потенциал руководителя, и предложения стать главврачом она получает с завидной регулярностью. Вот только для такого ответственного поста ей не хватает коммуникационных навыков и ораторского мастерства. Так решила сама Аня и пришла ко мне в персональную работу на курс «Мастер слова».
Программу я, как и большинство тренеров, построила на сочетании теории и практики. Анне надо было слушать теорию, а потом самостоятельно записывать видео и отправлять мне для рецензирования и последующего совместного обсуждения на очередной онлайн-встрече.
– Ну, я собой недовольна! Потому что… – примерно такими словам Анна начинала каждую встречу.
– Так-так, – подхватывала я, – об этом поговорим обязательно, но чуть позже. А начнем, с того, что на твой взгляд, получилось. (Вы уже знаете, что «Правило зелёной ручки» – это правило номер 1 в моих коммуникациях. Так что разговор о недостатках я пока отложила).
И вот тут прямо на моих глазах всегда происходило волшебное преобразование. Улыбка, спокойный темп речи, интонация гордости. Они возникали как по мановению волшебной палочки. С каким удовольствием и достоинством моя подопечная говорила, что она продумала структуру, выделила ключевые слова в каждом предложении, как репетировала свою речь.
Но, не дождавшись моего вопроса, а что можно было бы улучшить? Аня начинала критиковать себя: «Вот руки не пойми как двигаются, волнение всё равно чувствуется, и запоминающейся фразы в финале не прозвучало… Плохо, всё плохо, ничего не получается!»
И вся гамма недовольства собой на лице. Ещё и всем телом сжималась. Даже через экран компьютера чувствовалось, как преграда возникала между мной и клиенткой…
– Так давай, подумай, что Аня могла бы сделать по-другому?! – произнесла я.
И в ответ без всякого разочарования, замешательства, недовольства, она начала чётко конструктивно отвечать:
Во-первых, Аня могла бы продышаться перед выступлением.
Во-вторых, она могла чуть больше времени выделить на подготовку и придумать первую и последнюю фразы.
В-третьих, она могла бы попросить у тебя помощи с формулировкой этих предложений.
В-четвертых, в-пятых, в-шестых… предложения для Анны от самой Анны посыпались с такой скоростью, что казалось, давно спящая творческая часть, наконец, вырвалась на волю и теперь этот фонтан идей не остановить.
И всё это произносилось с горящими глазами, естественной жестикуляцией, так, что без дополнительного шкалирования было очевидно: уровень энергии 100 из 100!
Многократные повторения, доведение до совершенства – вот тогда и я довольна, и клиент понимает, что не зря деньги заплатил.
Когда впервые услышала о принципе «зелёной ручки», о пользе сначала выделять хорошее: то, что получается, вместо ошибок и того, что требует исправления; – восприняла его как само собой разумеющееся. Ну, я ведь тоже говорю, что удалось! Однако… всё-таки основным «преподавательским средством» у меня была ручка с красными чернилами.
Честно признавшись себе в этом, я начала переучиваться.
Сначала это была контролируемая замена. Перехожу на критику – улавливаю это – останавливаю поток замечаний – разворачиваюсь в сторону достижений – нахожу, что можно улучшить – работаем над тем, что ведёт к успеху!
Затем освоение навыка позитивной обратной связи стало осознано управляемым. Перед тем как давать рецензию, напоминала себе о правиле «зелёной ручки» и, не сбиваясь на негатив и замечания, проводила одно занятие за другим.
Довольно быстро применение «зелёной ручки» стало для меня естественным, словно этот навык был в изначальных автоматических настройках.
Смена оценочных высказываний с «минуса» на «плюс» оказалась эффективной:
· во-первых, так легче удерживать высокий уровень собственной энергии, нет обесточивания от замечаний и высказываний, которые ты ДОЛЖЕН сказать, ведь теперь просто говоришь то, что ХОЧЕШЬ;
· во-вторых, уровень энергии клиента не снижается, как это обычно происходит при «разборе полётов», а сохраняется на рабочих показателях и даже возрастает в течение занятий;
· в-третьих, скорость движения к цели значительно увеличивается: чувствуя вкус успеха, люди хотят быстрее идти дальше;
· в-четвёртых, расширяются границы взаимоотношений «учитель-ученик», происходит переход на качественно иной уровень, когда наставник в определенной профессиональной теме становится для человека проводником в новое осознание самого себя;
наконец, ты просто говоришь людям хорошие слова и в ответ получаешь тоже!