ЯНА БРИТЧЕНКО

Эксперт коммуникаций
Автор курсов "Мастер слова" и "Говорю легко"
Персональный наставник
Член Ассоциации спикеров СНГ с 2022 года
Медиаменеджер
Журналист

МОЁ МОГУЩЕСТВО ВО МНЕ
7 ПРАВИЛ МОЕЙ ЖИЗНИ

Правило 1. Принцип зелёной ручки


О том, что похвала окрыляет, я знала всегда. Даже руководствовалась этим правилом в своей работе. В 2021 году я начала вести индивидуальные занятия по навыкам коммуникаций и публичных выступлений и работать тренером-экспертом в онлайн-школе ораторского мастерства. Сказать несколько одобрительных слов в начале встречи было для меня элементарным правилом вежливости. Но я всегда была убеждена, что надо как можно быстрее перейти к тому, что стоит исправить. «Не теряй времени!» – этот внутренний неумолкающий набат заставлял меня акцентировать внимание клиентов на их слабых сторонах, разбирать ошибки, и тренировать хилые ораторские мышцы. Меня волновал результат. И единственно верным действием на пути к нему казалось максимальное количество времени, потраченного на пробелы и исправление недостатков.
Многократные повторения, доведение до совершенства – вот тогда и я довольна, и клиент понимает, что не зря деньги заплатил.
Когда впервые услышала о принципе «зелёной ручки», о пользе сначала выделять хорошее: то, что получается, вместо ошибок и того, что требует исправления; – восприняла его как само собой разумеющееся. Ну, я ведь тоже говорю, что удалось! Однако… всё-таки основным «преподавательским средством» у меня была ручка с красными чернилами.
Честно признавшись себе в этом, я начала переучиваться.
Сначала это была контролируемая замена. Перехожу на критику – улавливаю это – останавливаю поток замечаний – разворачиваюсь в сторону достижений – нахожу, что можно улучшить – работаем над тем, что ведёт к успеху!
Затем освоение навыка позитивной обратной связи стало осознано управляемым. Перед тем как давать рецензию, напоминала себе о правиле «зелёной ручки» и, не сбиваясь на негатив и замечания, проводила одно занятие за другим.
Довольно быстро применение «зелёной ручки» стало для меня естественным, словно этот навык был в изначальных автоматических настройках.
Смена оценочных высказываний с «минуса» на «плюс» оказалась эффективной:
· во-первых, так легче удерживать высокий уровень собственной энергии, нет обесточивания от замечаний и высказываний, которые ты ДОЛЖЕН сказать, ведь теперь просто говоришь то, что ХОЧЕШЬ;
· во-вторых, уровень энергии клиента не снижается, как это обычно происходит при «разборе полётов», а сохраняется на рабочих показателях и даже возрастает в течение занятий;
· в-третьих, скорость движения к цели значительно увеличивается: чувствуя вкус успеха, люди хотят быстрее идти дальше;
· в-четвёртых, расширяются границы взаимоотношений «учитель-ученик», происходит переход на качественно иной уровень, когда наставник в определенной профессиональной теме становится для человека проводником в новое осознание самого себя;
наконец, ты просто говоришь людям хорошие слова и в ответ получаешь тоже!

Правило 2. Конструктивный диалог с самой собой


Эврика! Хвалить – из ассоциации, критиковать – из диссоциации.
Эффективность такого правильного диалога с самим собой очевидна. Он сохраняет и даже повышает уровень энергии. Теперь нет падения на минимальные величины из-за того, что что-то не получилось.
Первое осознанное понимание того, как это работает, произошло из-за… случайно произнесённой фразы.
Дело было так. Я вела в онлайне занятие с клиенткой.
Анна Б., отличный стоматолог. Владельцы престижных клиник в Екатеринбурге видят в ней потенциал руководителя, и предложения стать главврачом она получает с завидной регулярностью. Вот только для такого ответственного поста ей не хватает коммуникационных навыков и ораторского мастерства. Так решила сама Аня и пришла ко мне в персональную работу на курс «Мастер слова».
Программу я, как и большинство тренеров, построила на сочетании теории и практики. Анне надо было слушать теорию, а потом самостоятельно записывать видео и отправлять мне для рецензирования и последующего совместного обсуждения на очередной онлайн-встрече.
– Ну, я собой недовольна! Потому что… – примерно такими словам Анна начинала каждую встречу.
– Так-так, – подхватывала я, – об этом поговорим обязательно, но чуть позже. А начнем, с того, что на твой взгляд, получилось. (Вы уже знаете, что «Правило зелёной ручки» – это правило номер 1 в моих коммуникациях. Так что разговор о недостатках я пока отложила).
И вот тут прямо на моих глазах всегда происходило волшебное преобразование. Улыбка, спокойный темп речи, интонация гордости. Они возникали как по мановению волшебной палочки. С каким удовольствием и достоинством моя подопечная говорила, что она продумала структуру, выделила ключевые слова в каждом предложении, как репетировала свою речь.
Но, не дождавшись моего вопроса, а что можно было бы улучшить? Аня начинала критиковать себя: «Вот руки не пойми как двигаются, волнение всё равно чувствуется, и запоминающейся фразы в финале не прозвучало… Плохо, всё плохо, ничего не получается!»
И вся гамма недовольства собой на лице. Ещё и всем телом сжималась. Даже через экран компьютера чувствовалось, как преграда возникала между мной и клиенткой…
– Так давай, подумай, что Аня могла бы сделать по-другому?! – произнесла я.
И в ответ без всякого разочарования, замешательства, недовольства, она начала чётко конструктивно отвечать:
Во-первых, Аня могла бы продышаться перед выступлением.
Во-вторых, она могла чуть больше времени выделить на подготовку и придумать первую и последнюю фразы.
В-третьих, она могла бы попросить у тебя помощи с формулировкой этих предложений.
В-четвертых, в-пятых, в-шестых… предложения для Анны от самой Анны посыпались с такой скоростью, что казалось, давно спящая творческая часть, наконец, вырвалась на волю и теперь этот фонтан идей не остановить.
И всё это произносилось с горящими глазами, естественной жестикуляцией, так, что без дополнительного шкалирования было очевидно: уровень энергии 100 из 100!
Многократные повторения, доведение до совершенства – вот тогда и я довольна, и клиент понимает, что не зря деньги заплатил.
Когда впервые услышала о принципе «зелёной ручки», о пользе сначала выделять хорошее: то, что получается, вместо ошибок и того, что требует исправления; – восприняла его как само собой разумеющееся. Ну, я ведь тоже говорю, что удалось! Однако… всё-таки основным «преподавательским средством» у меня была ручка с красными чернилами.
Честно признавшись себе в этом, я начала переучиваться.
Сначала это была контролируемая замена. Перехожу на критику – улавливаю это – останавливаю поток замечаний – разворачиваюсь в сторону достижений – нахожу, что можно улучшить – работаем над тем, что ведёт к успеху!
Затем освоение навыка позитивной обратной связи стало осознано управляемым. Перед тем как давать рецензию, напоминала себе о правиле «зелёной ручки» и, не сбиваясь на негатив и замечания, проводила одно занятие за другим.
Довольно быстро применение «зелёной ручки» стало для меня естественным, словно этот навык был в изначальных автоматических настройках.
Смена оценочных высказываний с «минуса» на «плюс» оказалась эффективной:
· во-первых, так легче удерживать высокий уровень собственной энергии, нет обесточивания от замечаний и высказываний, которые ты ДОЛЖЕН сказать, ведь теперь просто говоришь то, что ХОЧЕШЬ;
· во-вторых, уровень энергии клиента не снижается, как это обычно происходит при «разборе полётов», а сохраняется на рабочих показателях и даже возрастает в течение занятий;
· в-третьих, скорость движения к цели значительно увеличивается: чувствуя вкус успеха, люди хотят быстрее идти дальше;
· в-четвёртых, расширяются границы взаимоотношений «учитель-ученик», происходит переход на качественно иной уровень, когда наставник в определенной профессиональной теме становится для человека проводником в новое осознание самого себя;
наконец, ты просто говоришь людям хорошие слова и в ответ получаешь тоже!

Правило 3. Волшебное слово «ЗАТО»


Мой самый важный и нужный термин из курса «НЛП-Практик» – РЕФРЕЙМИНГ. Эта техника: расширение границ, «изменение рамки»; мне настолько понравилась, что стала моей ежедневной практикой.
Цель рефрейминга, как я её поняла и приняла, – выводить человека на конструктив и позитив.
И самым простым и действенным средством из коллекции рефрейминга для меня стало слово ЗАТО! Теперь, пожалуй, наиболее часто используемое мной. С его помощью получается смотреть на реальность, как на волшебный кристалл. Чем интереснее огранка, тем ярче краски, тем больше сверкающих вариантов восприятия действительности даже при малейшем повороте.
ЗАТО – такой простой понятный и легко применимый инструмент, что им хочется делиться! Вот жалуется подруга в разговоре с тобой на что-то, а ты подстраиваешься и ведёшь, ведёшь как раз с помощью ЗАТО. В диалоге предлагаешь ей оптимистичный вариант прочтения ситуации, один-другой. И она сама начинает вслух рассуждать, что ещё тут позитивного можно найти. И фраза-за-фразой приходит к выводу: как хорошо, что так всё произошло. Вот тут-то и самое время вручить подарок! Сказать, что перенастроиться и увидеть всё по-новому, ей помогло волшебное слово ЗАТО!
Бери и используй! Каждый раз, когда видишь всё только в мрачных красках и хочется поныть. Такое быстродействующее средство первой помощи. Выдаётся всем без рецепта врача!
ЗАТО не имеет возрастных ограничений. Его можно принимать всем: от малышей до глубоких стариков. Дети просто с удовольствием включаются в очередную игру, которая никогда не надоедает. Ведь предмет, к которому они подбирают индивидуальную связку ключиков ЗАТО, всегда новый. Для людей старшего поколения это – каждый раз удивительное открытие. Сначала обнаруживают «другую сторону» проблемы, затем понимают, что проблема – это вовсе не проблема, наконец, радостно делятся полученным результатом.
С моей учительницей, которой исполнилось в этом году 84, мы созваниваемся почти каждый день.
– А у меня новое ЗАТО! – начинает она разговор.
А у меня, честно, в этот момент сердце прыгает от счастья и улыбка во весь рот. Жизнь продолжается!

Правило 4. Цель – это пункт назначения

Правило 5. В жизни всегда есть повод для праздника


Два эти правила для меня теперь крепко связаны. Одно без другого не существует. Они настоящие улучшайзеры качества моей жизни.
Признаюсь, однажды, лет 5-6 тому назад, я совершила неожиданное и не самое приятное для себя открытие. Один из знакомых увлёкся нумерологией и… презентовал мне «прочтение моих дат». И там я обнаруживаю: «не доводит дела до конца». Возмущению моему не было предела: это я-то?! Да ничего подобного! Я создала лучшую сеть собственных станций федерального телеканала: у всех дочерних компаний рентабельность от 19 до 52 процентов; почти во всех моих городах ТНТ – номер один у аудитории от 14 до 44 лет, доля телесмотрения значительно выше общероссийской! Вот сейчас все факты изложу начинающему нумерологу, пусть ищет, где ошибся!
Но… он оказался прав! Прав в том, что всё, касающееся рабочих задач, я выполняла на «5 с плюсом», а всё важное лично для меня чаще всего бросала на полпути. В результате: никакой иностранный язык не выучила, плавание не освоила, на велосипеде не катаюсь – и ещё очень многое, что «не».
Почему? Да потому что цели я неправильно формулировала!
Оказалось, важно осознать КУДА иду, КУДА хочу прибыть, ЧТО получить в итоге! Чётко, а не абстрактно-размыто: «знать итальянский», «уметь кататься на велике» и т.п. Метафора навигатора, который строит маршрут к заданной вами точке, идеально иллюстрирует модель ТОТЕ. Она (и модель и метафора) – одно из важнейших для меня открытий курса «НЛП-Практик».
Когда ты чётко понимаешь, в какой пункт назначения хочешь прибыть, маршрут выстраивается легко и точно. Причем, ты ещё и параметры построения по своему запросу можешь сформировать.
Итак!
Сформулируй ЦЕЛЬ ТОЧНО!
Задай себе 4 основополагающих вопроса:
1 – как я пойму, что задача решена?
2 – какие конкретно действия я буду осуществлять, чтобы решить задачу?
3 – в какой момент я сравню критерий, заложенный на первом шаге, с реальным положением вещей?
4 – в случае, если критерии совпали, как я буду праздновать успешное завершение задач?
Отвечай честно, точно. Калибруй свои состояния. Приступай к реализации.
При чем тут магия? Да при том, что как только я чётко формулирую задачу, пишу план действий, всё проходит без единого препятствия, словно по мановению волшебной палочки!
Как же классно достигать свою цель, отмечать это событие и закрывать ТОТЕ!

Правило 6. Больше доверяй своему подсознанию!


Эту мантру я произношу каждый день! Эти слова и мой радостный теперь обязательный ежеутренний (а иногда и ежевечерний, а иногда и в любое время суток) ритуал общения с маятником стали средством сохранения высокого уровня внутренней энергии. Потому что ответ от подсознания, которое оно даёт на мои вопросы, позволяет сразу сказать: «ОК! Благодарю! Принимаю предложенный тобой вариант» и не погружаться в долгие аналитические рассуждения, взвешивание всех «за» и «против» для принятия решения.

Конечно, вначале было странновато полагаться на «как бы не твой» выбор. У тебя же мозг! Есть же очевидные параметры, критерии и жизненный опыт, наконец! Но почему бы не попробовать?
Так у меня и появился ритуал «Разговор с подсознанием», который работает по всем осям: и отношений, и энергии, и задач!
И это настоящее ВОЛШЕБСТВО!
Когда уходят мучавшие годами симптомы. Когда раздражители перестают бесить. Когда реально можно настраивать себя простым движением руки. Что это как не магия и чародейство?! Становиться настоящим волшебником, признаюсь, весьма приятно!
Тем более что создавать и использовать атрибуты магов и чародеев нас тоже обучили.
Проверив на себе эффективность работы маятника и талисманов, я стала амбассадором этих чудодейственных средств.

Правило 7. Ошибок нет, есть исследования и творчество


Обретение истинной внутренней свободы. Свободы, которая позволяет перестать бояться

• сделать неправильный шаг,

• услышать чьё-то осуждение,

• начать всё с начала,

• просто остановиться и не продолжать то, что уже не имеет никакого смысла.

Жизнь – это не таблица умножения, не перечень аксиом, не свод жёстких правил (несмотря на чёткость языка описания, структурированность техник и т.д.).

Жизнь– это увлекательное путешествие по реальному миру. Ты просто начинаешь изучать его по-новому, несмотря на возраст, образование, жизненный опыт, сложившиеся ценности. Ты превращаешься в первооткрывателя себя и других.

С удивлением и, честно, огромным удовольствием обнаруживаешь, что вариантов решения любой задачи ни один, ни два, и… даже не три.
Потому что, когда ты научился формулировать этот необходимый ТРИ-минимум, твоя творческая часть так радуется, что стала востребована, и производит уже одну идею за другой. Просыпается твой внутренний творец, у которого нет преград, нет запретов, а есть абсолютное разрешение на всё, такое кристальное всеобъемлющее ЛЬЗЯ!
Как же светло и легко с ним жить. Теперь ты берёшь и делаешь. Не потому, что так надо. Потому что ты сам так хочешь. Появляется азарт посмотреть: А что же получится? А что, так тоже можно было? И если «что-то пошло не так», проводишь новые исследования.
Оказывается, ты можешь всё, когда у тебя есть МОГУЩЕСТВО.
Вот что пишут мои ученики...
МОИ СЕРТИФИКАТЫ И ДИПЛОМЫ
Диплом УрГУ
Сертификат Тренинга тренеров
Сертификат Союза дикторов России. Техника речи
Диплом МГУ. Высшая школа радио
Сертификат НЛП-Практик
Диплом психолога-консультанта
ГИТИС. Повышение квалификации. Риторика
Сертификат Тренинга тренеров